Фильм снимался десять дней в рабочем районе Парижа. Режиссер не подгонял героев под готовую концепцию образа француза середины 70-х, он — наблюдатель. Он спрашивал прохожих об их о жизни и смерти, о счастье и одиночестве, о политике и религии, спорил с ними, провоцировал, внимательно выслушивал даже самые бредовые монологи. Ему встречались и оптимисты, и пессимисты, люди недоверчивые и открытые, реалисты и фантазеры. Одним словом, самые разные «обычные», «простые» люди.
Фильм о революционной борьбе народов стран Латинской Америки за свободу и независимость в 60—70-х годах 20 века. В Фильм включены уникальные исторические документы, найденные в архивах многих стран.
Представьте: сидит самодовольное номенклатурное лицо, секретарь обкома или член ЦК, и думает - он всего в жизни достиг, теперь можно материть подчиненных, разъезжать на персональной машине и пить водку в цэковском буфете… Но тут: Врывается к нему с улицы толпа оголтелых подростков с красными повязками и кричит: «Переродился, сволочь!». Мощным ударом кулака руководитель отряда хунвейбинов выбивает перерожденцу передние зубы. Его выволакивают на улицу, надевают на голову бумажный колпак с позорящей надписью, и водят по всему Пекину, периодически подгоняя пинками и заставляя публично каяться. А потом на рисовые поля его, работать по 12 часов в день, а после работы в школе перевоспитания зубрить наизусть «Красную книжечку» Мао. Вот потому-то брежневская номенклатура люто ненавидела маоистский Китай, вот потому и издавала громадными тиражами талмуды вроде «Опасным курсом» или «Осторожно, маоизм»! Боялись, самой возможности советской «культурной революции», панически боялись, что их вышвырнут из тёплых кресел молодые советские хунвейбины...
Фильм о маоизме, с официальной точки зрения Советского Союза.
В основе фильма — игра. Разные группы, сговорившись, навязывают свое мнение новому испытуемому. В фильме показан механизм конформизма. На сколько вы самостоятельны в своих суждениях? Как влияют на вас другие люди? Быть как все — естественное стремление ребенка. Он часто поддается внушению и выдает чужое мнение за свое. Но для взрослого — это потеря личности, приспособленчество, конформизм, формирующий психологию раба.
Награды:
Приз и диплом Международного кинофестиваля, г. Оломоуц, ЧССР, 1971 год.