Ницца — мир богатых курортников, праздного времяпрепровождения, фальшивых ценностей и показных достоинств.
Жан Виго, один из гениев кинематографа, не получил какого-либо
специального образования. Его дебют «По поводу Ниццы» — по сути всего
лишь любительская лента (снятая, правда, профессиональным оператором
Борисом Кауфманом), тем не менее вошедшая в историю кино как истинный
шедевр образной кинодокументалистики.
Знаменитая во всем мире "Соль Сванетии" была смонтирована в 1929 году из двух его незаконченных работ: художественного фильма "Слепая" и видового фильма о Сванетии (высокогорной долине на северо-западе Грузии). Фильм о жизни одной из общин Верхней Сванетии, веками отрезанной от окружающего мира непроходимыми горными хребтами и ледниками. Картина соткана из этнографических деталей, передающих драматизм противостояния человека и природы на фоне неповторимой красоты горного края.
Фильм о строительство железнодорожной магистрали Туркестан - Сибирь: трудовой энтузиазм, удивление жителей пустыни поезду, мчащемуся по песку на рельсах. Выразительный по материалу и оригинальности фильм стал одним из крупнейших явлений советского документального кино конца 1920-х годов.
В кадре кинокамера снимает людей, места, объекты… Киноаппарат является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий… Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию. Он просто смотрит в мир и видит все.
Единственным актером в фильме является Берлин — гигант, молох, титан. Симфония складывается из миллионов человеческих лиц, которые в кадре сведены друг с другом и со всем тем, что сопутствует, движется мимо, спешит, отдыхает… В кадре уличная суета, вращающиеся детали машин, танцующие артистки кабаре, мальчишки-газетчики, вальяжные бюргеры, нагромождения зданий, семафоры.
Документальный фильм 1927 года сняли брат Дзиги Вертова Михаил Кауфман и Илья Копалин. Тверская улица, Кузнецкий мост, площадь Свердлова, магазин Восторга, телефонная станция, завод «Электролампа», Крымский мост — в документальном фильме, иллюстрирующем последние моменты существования старой Москвы.
В 1926 г. классик мирового кино Дзига Вертов послал киноэкспедиции во многие регионы СССР и из снятого материала сделал один из своих шедевров – "Шестую часть мира”. В фильме проведена параллель между жизнью богачей и рабочего класса. Также в картине рассказывается о Госторге, который осуществлял экспорт исконно русских товаров. Съемка материала о Госторге велась по всему Союзу: отстрел пушнины на Крайнем Севере, уборка льна на севере и в центральных районах, выращивание овец для выделки каракуля на Кавказе, выращивание хлеба в черноземных и южных житницах, погрузка товаров в крупнейших портах.
Фильм о Нануке явился новым словом в Синематографе. В нем не было тенденциозных инсценировок, свойственных большинству этнографических картин начала 20 века, и отсутствовал снисходительный взгляд представителя «цивилизованной нации». Режиссер показал эскимосов не свысока, а так, как они сами видят себя. Он открыл в этом произведении новаторскую форму документального фильма, основанного на длительном кинонаблюдении реальной жизни…
В главных ролях: Аллакариаллак, Найла Кунайю, Алли Аллегу, Берри Крёгер.