"Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем; и не давайте места диаволу". (Еф. 2: 26-27).
Раздражительность, озлобленность, как реакция на некоторые внешние ситуации или действия других людей – раздражающие факторы – очень может мешать по жизни, лишает человека мира душевного, доставляет негативные эмоции, может привести к конфликтам, ссорам с людьми, что вообще может негативно повлиять на жизнь человека. Когда человек раздражается, гневается на ближнего, это состояние противоположное любви. Раздражение, злоба на ближних противоречит заповеди Господа Иисуса Христа о любви, «возлюби ближнего твоего как самого себя». (Мк. 12: 31), поэтому нужно с этим бороться. Да и самому человеку, который испытывает злость и раздражение – это доставляет много неприятностей. Как же справляться с раздражительностью и соблюдать заповедь о любви к ближним, терпеть их недостатки?
Во-первых, истинная любовь не может быть без смирения. А качество противоположное любви и смирению – гордость. Гордость, как известно, является матерью всех пороков. И именно гордость и является причиной гнева и раздражительности. Гордый человек хочет, чтобы всё было так, как он желает, как он представил себе, и чтобы люди поступали так, как ему хотелось, угождали ему. Но так не будет в этом мире. А если что-то идёт не так, если кто-то делает что-то не так, как ему того хочется, у него появляется раздражение. От этого страдает сам человек и окружающие его люди. Гордость исходит от сатаны, от духа этого мира, плотского мудрования, а сатана — это мучитель души, как и демоны - духи злобы поднебесной. Именно они владеют душой человека, гневающегося. В этом момент человек становится их орудием. Как говорит преподобный Антоний Великий, душа в этот момент соединяется с демонами-мучителями. Антоний Великий имеет ввиду и вообще все греховные, страстные помыслы.
"Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его". (Псалом 10: 5). Одним словом, состояние гнева очень опасно и может даже довести человека до убийства.
Исходя из вышенаписанного, нужно бороться с раздражительностью, избавляться от этого греха, мучающего, порабощающего и угнетающего душу, лишающего её благодати, мира и радости. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» (Ин. 8: 34-36). Да и на здоровье тела раздражительность сказывается плохо. И какие же способы борьбы с раздражением? Как уже выше упоминалось, истинная любовь не может быть без смирения.
Поэтому смирение, смиренномудрие, духовный разум, как раз и является способами борьбы с раздражительностью. Ничего не может нарушить мир смиренного человека, потому что он воспринимает всё, как от руки Божией, а своих обидчиков считает благодетелями. Ведь прощая обидчиков от сердца, мы получаем милость от Бога и прощение наших грехов, по слову Спасителя: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Мф. 6: 14-15). И в ссоре с ближним следует укорять себя, а не другого, имея память смертную, память о Страшном Суде Божием, что каждый человек от своих дел или прославится, или постыдится. Это может удержать от греха языком и делом, когда раздражение возникает в сердце.
"Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои".... (Псалом 38: 1)
Святые отцы учат обращать внимание на собственные страстные движения души и укорять себя в них; "займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокаиваться, а страсти помаленьку истребятся". (Преподобный Макарий Оптинский).
Святые отцы советовали принимать все оскорбления со смирением, как испытание от Господа, желающего нам добра. Когда мы видим в себе страсти, то каемся и совершенствуемся через это, исцеляется наша душа. "Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвиденных, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением". (Преподобный Макарий Оптинский).
Через какие-то нежелательные для нас обстоятельства, через людей, которые делают что-то не по-нашему Господь хочет научить нас смирению. Всё это способствует смирению, исцелению нашей души от гордости. А гордый человек не войдёт в рай, потому что гордый и там не сможет быть счастливым, скажет, "почему я не первый"? "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". (1-е Петра 5: 5). Поэтому Господь желает научить нас смирению Своим примером, который Он показал в Своей жизни, позволив Себя распять, пострадав за нас на кресте, молясь за распинающих и злословящих Его, "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко". (Мф. 11: 28-30).
"И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её". (Лк. 13: 6-9). Под навозом и подразумеваются скорбные обстоятельства, посылаемые или попускаемые Господом в нашей жизни для нашего смирения; "смирился я, и спас Он меня". (Псалом 114: 5). И поэтому нужно стараться смиряться со внешними обстоятельствами, воспринимая всё, как от руки Божией. Необходимо учиться смирению. Да и в любом человеке стоит видеть Христа, так как каждый человек — это образ Божий.
Завтра, он может покаяться, измениться. Поэтому если и ссоримся с кем-то нужно как можно быстрее мириться, стараясь сохранять мир со всеми. "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа". (Евр. 12: 14). Для того, чтобы сохранять мир с ближними необходимо также терпение. "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов". (Гал. 6: 2).
А самое главное средство в борьбе с раздражительностью – это молитва, потому что благодать Божия, получаемая в молитве, избавляет душу от раздражительности, прогоняет плохие помыслы от духов злобы поднебесной, которые озлобляют душу. Обратись в молитве к Богу и Господь избавит душу от этих помыслов и раздражения, которое они вызывают;
"на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое". (Псалом 90: 13-16)
Ещё, при возникновении раздражения и злости в сердце следует обратиться к Богу с покаянием, попросить Его о прощении и помиловании и исповедать этот грех в таинстве Покаяния (Исповеди). Покаяние – это средство для врачевания наших страстей и пороков. "Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". (Псалом 50: 17).
Вообще, сатана и духи злобы поднебесной не дремлют и ищут озлобить нас для погубления души, поэтому есть заповедь о непрестанной молитве, непрестанная молитва может защитить от раздражения. "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна". (Мк. 14: 38). "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе". (1-е Фес. 5: 16-18). Но если нет такой возможности, то, как только возникнет раздражение, следует обратиться к Господу: "Господи Иисус Христос, помилуй меня грешного", или можно произнести и другую молитву, по желанию, например, молитву мытаря: "Боже, будь милостив ко мне, грешному". Или другую. Избавляет от раздражения Господь, но от нас важно доброе произволение и желание избавиться от страсти.
Умение владеть собой очень важно и помогает при жизни, может уберечь от грехов, конфликтов в семье, на работе, в любом коллективе, поможет сохранить мир душевный. Поддержанию хороших отношений с людьми, может поспособствовать благополучию и на работе, сохранению хороших отношений в семье; а также помогает избежать всяких бед и зол после перехода в вечность. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими". (Мф. 5: 9).
"Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города". (Притчи 16: 32).
"Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь". (Псалом 4: 4).
Скачать Библию. Библия: Ветхий и Новый Завет. Синодальный перевод. Форматы - pdf, fb2, rtf. https://yadi.sk/d/RStcocxYJ36a5w Фильмы о Боге, по Библии, видео, на каналах (Бог, Вера, Любовь, Истина....) https://ok.ru/video/c1280678 (Мои видео) - https://ok.ru/video/c671398 .... Библия Онлайн: Ветхий Завет - https://ok.ru/music/playlist/15027171208 Библия Онлайн: Новый Завет - https://ok.ru/music/playlist/15024303425
Спасите Свою Душу - ОК https://ok.ru/spasitesvoyudushu Сказочная Галактика http://galaktika.name (http://galaktikaskazka.ucoz.ru)
Источник - Христианство и смысл жизни https://dzen.ru/id/5ff86d3f1866f8275a8b6a2f
|