Понятие о посмертии есть в любой культуре мира. Каждый человек задумывался о том, что будет после жизни. Кто-то даже свидетельствовал о тех образах и видениях, которые человек видел во сне, медитации или под воздействием веществ, как языческие оракулы и жрецы в некоторых культах.
И при всем разнообразии культов суть загробной жизни везде одна: люди, живущие по совести и религиозным правилам в посмертии будут счастливее, чем те, кто творил зло.
У викингов, насколько мне известно, предатели и обманщики будут вечность блуждать в холоде и мраке, а те, кто встретит славную смерть (в идеале - в бою), будут наслаждаться вечным пиром в Вальхалле. У египтян была легенда, что каждую душу встретит Осирис и проведет суд совести, после чего либо вечное блаженство, либо вечное страдание.
В Библии, еще в Ветхом Завете есть немало описаний загробного мира. Например, в третьей книге Ездры, глава 8, есть такие строки:
"Ибо вам открыт рай, насаждено древо жизни, предназначено будущее время, готово изобилие, построен город, приготовлен покой, совершенная благость и совершенная премудрость. Корень зла запечатан от вас, немощь и тля сокрыты от вас, и растление бежит в ад в забвение. Прошли болезни, и в конце показалось сокровище бессмертия. Не старайся более испытывать о множестве погибающих."
Можно привести еще много описаний из обоих Заветов, но суть одна: праведников ждет вечная жизнь, без болезней, печалей, голода и так далее. Все праведно живущие будут в новом, бестелесном состоянии наслаждаться небесными благами: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор 2:9)
Самое банальное представление рая в медиакультуре - это богатый сад, с плодоносными деревьями, птичками и зверями, хотя из приведенных выше цитат можно сразу понять, что это очень ограниченное представление. Там все гораздо глубже, выше и прекраснее.
Но это рай. С ним более-менее все понятно, что будут благодать и радость тем, кто там окажется. А что-же такое ад и адские муки?
Многие атеисты пытаются православных ткнуть носом, что если ад - это место наказания для провинившихся, то глупо верить в доброго и любящего Бога, ведь добрый и любящий не будет вечно наказывать и издеваться над неразумными.
Да, тут полностью согласен. Если ад - место наказания, то так верить было бы глупо. Но... Ад создан Богом по любви. Вы спросите - как такае может быть?
Все начинается с сатаны. Из Писания мы знаем, что бывший архангел, которого мы знаем по имени Люцифер (лат. Lucis - свет, Ferro - нести. То есть - несущий свет) из ревности к таким слабым материальным людям и из-за гордыни заявил, что он сам, как Бог и не будет прислуживать людям. И подчиненные ему ангелы пошли вместе с ним.
Как и в истории людей, злоупотребив своей свободной волей, впервые впустив в себя грех, он изменил саму свою природу. Искушение Адама и Евы впоследствии было своего рода отместкой, чтобы и людская природа была заражена грехом. Но люди вкусили плоды познания добра и зла не полностью по своей воле, а под искушением "сами будете, как боги, знающие добро и зло", и у них была возможность сразу покаяться, только они, увы, этого не сделали, а перекладывали вину: "Жена, которую Ты мне дал... Змей меня обольстил". Их вина была неполноценной, поэтому и человеческая природа была не настолько поражена.
Сатана (евр. шатан - клеветник) принял грех самостоятельно и его природа изменилась очень сильно. Настолько, что сама Божья Благодать стала для него невыносимым мучением.
Благодать, это, если так грубо выразиться, своего рода "энергия", наполняющая сотворенный мир. Все чудеса Господни и действие Бога в нашей жизни проходят с ее участием. Каждый, кто причастился впервые в сознательном возрасте, помнит ее воздействие - чувство невероятной любви и радости, озаряющей все естество. Знаю по себе и каждый, испытавший на себе действие благодати не даст соврать - это незабываемый опыт, который ни с чем не сравнить.
Так вот, если для нас эта благодать - радостное блаженство, которое и ждет в раю всех, любящих Бога, то для диавола (греч. отступник) эта же благодать - мучение. Именно поэтому, кстати, всем одержимым и нужно как можно чаще причащаться, чтобы ослабить и, если получится, даже выгнать демона.
И из любви даже к этому падшему созданию был создан ад. Не как место наказания, а как место, лишенное благодати. Чтобы и эти исковерканные грехом существа могли хоть как-то выжить.
Медиакультура рисует нам ад, как вулканическое подземное пространство, где горит огонь, красные симпатичные пузатенькие бесы с копытцами и рожками тычат вилами в грешников, коих варят в котле. Или как на картинах Босха или в литературе, показывают нам страшные картины пыток, где изощренно и вечно демоны без устали мучают тела грешников.
Но все это лишь приземленные фантазии на тему. Опять же на тему ада, как места для наказания. В первую очередь же стоит подумать о том, что после смерти тела уже не будет. Физической боли там не будет, там мучения экзистенциальные и для этого не нужны демоны-палачи.
После грехопадения Адама и Евы наша природа изменилась, она по уровню благодати упала ниже первозданной райской земли. Кстати, поэтому Господь и проклял землю после грехопадения людей, чтобы она снова оказалась ниже людей по уровню и служила им дальше: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей" (Быт. 3:17).
И теперь наша природа медиальна. Нам дана целая жизнь, чтобы приблизиться к раю или аду, все зависит от нашей свободной воли и от того, как мы ее употребим - на обман, осуждение, обиды, гнев и прочее зло; или на любовь, милосердие, молитву, взаимопомощь и иное добро.
Итак, ад - это не место наказания. Это место для тех, кому мучительна Божья благодать. Как бы представить это мучение...
Представьте, что Вы целый день трудились в грязи: по огороду там, или по ремонту. Тело и одежда потные, грязные, дурно пахнут. Вам самим от себя неприятно и хочется поскорее отмыться. И тут Вы внезапно оказываетесь на свадьбе друга, телепортировались. Вокруг все чистые, нарядные, чистые столы с белыми скатертями, все вокруг красиво и благоухает... кроме Вас.
И дайте угадаю: Вы бы очень хотели остаться и праздновать, но из-за своей грязи и запаха Вы просто убежите оттуда. Убежите, горько сожалея о том, что не можете быть на этом торжестве, что Вы сами не соответствуете этому торжеству. Вот так образно можно лишь отдаленно представить, что чувствует перед раем внезапно умерший грешник.
Еще мне очень нравится цикл книг "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса. Его образы рая и ада в этом цикле книг прекрасны.
Кратко обрисую сюжет. Обычные дети периодически попадают в другой мир - Нарнию, в разные моменты ее истории. Там они встречают льва по имени Аслан, который в этой книге является прообразом Бога. В какой-то из моментов они видят, как Аслан своим словом создает Нарнию, как все там появляется. В другой - он жертвует собой ради жизни человека, а потом воскресает (этот момент многие знают в экранизации "Лев, колдунья и волшебный шкаф"). А в последней книге завораживает история о закате мира Нарнии.
В нашем мире прошла пара лет, а в Нарнии пронеслось несколько тысячелетий. Про Аслана все почти забыли, многие его считают религиозной легендой. И вдруг Нарния начинает сжиматься, схлопываться. Все каким-то чудом знают, куда идти - к старой хижине. Она, вроде как, проход в новый мир (посмертие). Лев сидит у входа и каждому проходящему смотрит в глаза. Одни просветляются, улыбаются от этого взгляда и идут в хижину. Другие грустнеют, мрачнеют и идут туда же. И главные герои в ходе битвы с гномами (злые персонажи) проносятся мимо Аслана в ту же хижину.
Наши герои видят вокруг себя прекрасный мир: плодоносные деревья, горы, реки, благоухание. Плоды вкуснейшие, сердце переполнено радостью. А на полянке сгрудились кучкой гномы. Сгрудились и ворчат: "Как здесь темно, холодно и сыро! Воняет ужасно!". Наши герои пытаются до них докричаться, угостить их вкусными плодами, но тщетно.
Гномы слышат лишь вой, не могут покинуть свою поляну, словно там стена, а вкусные плоды видят и ощущают, как тухлую, гнилую солому. А ребята все пытаются их убедить, показать им прекрасный мир вокруг, как подходит Аслан со словами: "Не пытайтесь, ребята. Они настолько полны зла, что не могут воспринимать этот мир по-другому. Они видят лишь то, что есть внутри них".
По-моему, прекрасный образ.
Когда человек наполняет свою душу добром и благодатью, ему в радость и в храме побыть, и ближним помочь и такой человек может принять в себя благодать Божью. Если же он свою душу наполняет злом, то уже не может принять благодать. Находиться в храме для него - мучение, слово о Боге его раздражает.
Если образно, то Божью благодать можно представить нескончаемым спокойным водопадом, а человека - кувшином. Повернуть кувшин к потоку - он наполнится этой водой так, что и из него она начнет изливаться наружу и не иссякнет, потому что он под этим потоком. Отвернуть его от потока - и останется в нем лишь пара капель и сколько бы вода не билась об него, он не наполнится, пока не повернется обратно.
Если мы не примем Бога в свою жизнь, если сами не откроем сердце и душу для Его любви и не примем для своей жизни Его волю, то Он насильно спасать не будет. Он готов принять и наполнить нас, если мы сами этого захотим. Это и есть свободная воля. И мы сами должны решать, как ей распорядиться.
Скачать Библию. Библия: Ветхий и Новый Завет. Синодальный перевод. Форматы - pdf, fb2, rtf. https://yadi.sk/d/RStcocxYJ36a5w Фильмы о Боге, по Библии, видео, на каналах (Бог, Вера, Любовь, Истина....) https://ok.ru/video/c1280678 (Мои видео) - https://ok.ru/video/c671398 .... Библия Онлайн: Ветхий Завет - https://ok.ru/music/playlist/15027171208 Библия Онлайн: Новый Завет - https://ok.ru/music/playlist/15024303425
Спасите Свою Душу - ОК https://ok.ru/spasitesvoyudushu Спасите Свою Душу - ВК https://vk.com/club71638441 Спасите Свою Душу - Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/id/614e7f365c11e374896f6fad Сказочная Галактика http://galaktika.name (http://galaktikaskazka.ucoz.ru)
Источник - Священник Алексей Таах https://zen.yandex.ru/drplazz
|